Роль мотивационного дизайна в e-learning обучении

Дистанционное образование имеет ряд особенностей:

  • удаленность,
  • отсутствие контроля со стороны руководителя,
  • самостоятельное обучение,
  • опосредованное общение.

Именно поэтому мы, как разработчики электронных курсов, особое внимание уделяем мотивационной составляющей.

Мотивационный дизайн в e-learning обучении – это инструмент, с помощью которого удается повысить вовлеченность обучающихся в процесс и достичь целей обучения. Иллюстрации значительно облегчают понимание учебного материала. Во многих случаях иллюстрации способны передавать содержание яснее, чем это можно сделать словами, поэтому иногда заменяют текст.

Интересный факт:

По статистике при чтении с монитора большинство пользователей «сканируют» текст, а не читают каждое слово. В среднем изображения повышают восприятие материала на 25%. Они помогают сделать информацию запоминающейся, берут на себя поясняющую и дополняющую функцию.

Использование  иллюстраций  как элемента мотивационного дизайна активизирует внимание,  память  обучающихся,  повышает  интерес  к  материалу, а значит, и уровень  качества  обучения. 

Функции иллюстраций

Иллюстрации  выполняют  следующие  функции:

  • наглядно разъясняют текст,
  • упрощают восприятие сложной информации;
  • позволяют  выразить  суть,  заменить  то,  что  трудно  отобразить  словами;
  • помогают  разобраться  в  неизвестных  словах,  обозначающие  явления  или  предметы;
  • передают настроение и атмосферу, намерения персонажей.
  • помогают запоминать  полученную  информацию, получить практические навыки.

Мнение экспертов о роли иллюстраций в дистанционном обучении

Галина, дизайнер электронных курсов «Дискус»

Разрабатывает концепцию и стилистику дизайна, занимается компановкой слайдов, подбирает визуальный контент.


 

«Моя задача как дизайнера в том, чтобы придумать, как эффективно подать материал эксперта и донести информацию до обучающихся в понятной, простой и занимательной форме, используя визуальные образы и принципы мотивационного дизайна.

Правильно подобранные графические элементы помогают запомнить материал, повысить интерес и подсказать пользователю, на что обращать внимание в первую очередь.

Например, подбирая иллюстрации, я стремлюсь к тому, чтобы они:

  • поясняли суть действия и дополняли текст слайда,
  • вызывали правильные ассоциации,
  • соответствовали сюжету и общей стилистике курса.

Правильно подобранная иллюстрация выполняет не только эстетическую функцию, но и позволяет повысить восприимчивость, погрузить в содержание курса.

Дизайн курса представляет собой презентацию со всеми слайдами курса, текстом, упражнениями и описаниями к иллюстрациям. Цветовая гамма, шрифты и другие элементы могут быть взяты из брендбука компании, особенно если мы работаем над корпоративными курсами: адаптационными, вводными, продуктовыми. Также необходимо следить за логикой изложения и удобством навигации».

Наталья, иллюстратор электронных курсов «Дискус»

Занимается отрисовкой иллюстраций, персонажей, интерактивных элементов. 


 

«Графические элементы курса отрисовываются на основе сценария. В большинстве случаев заказчик не знает, в каком стиле он хочет курс, полагаясь на опыт нашей команды. 

При разработке концепции и последующей отрисовке слайдов, важно учитывать целевую группу и особенности их воприятия.

Ответить на вопросы:

  • Кто будет изучать курс?
  • Какие у обучающихся потребности и интересы?
  • Сколько лет слушателям курса?
  • Какой язык для аудитории будет более понятным?
  • Чему должен научить электронный курс?

Например, известно, что дети  удерживают  в  памяти  лишь  10  %  того,  что  читают,  30  %  того,  что  видят,  и  более  половины  того,  что  видят  и  слышат.  Иллюстрации помогают развить наглядно-образное мышление, фантазию. То есть эффективность проиллюстрированного  курса гораздо выше.

Изображения  помогают  полностью  окунуться  в  процесс обучения и  повышают восприятие происходящего. Для меня важно, чтобы персонажи не отвлекали обучаемых от процесса, а способствовали лучшему пониманию материала. Если над дизайном работают несколько специалистов, важно его соответствие прототипу, - чтобы курс получится стилистически единообразным».

Татьяна, руководитель отдела разработки курса

Руководит разработкой проектов, организует работу команды, общается с клиентами.


 

«Создание качественных электронных курсов  невозможно без планомерной и хорошо выстроенной работы команды. Стоит отметить, что сложно быть экспертами в тематике каждого проектируемого курса. 

Поэтому каждый этап разработки сопровождается согласованием со специалистами – авторами текстового материала, разбирающимися в теме курса. Задача нашей команды: передать материал так, чтобы достичь целей и задач обучения, которые ставит заказчик.

Мотивационный дизайн играет в достижении этой цели важную роль. Поскольку я веду все основные переговоры с заказчиками, то глубже погружена в их потребности. Одна из моих задач — оценить дизайн в целом, обратить внимание на моменты, которые не соответствуют целям обучения и  задачам или могут не понравиться заказчику.

При проверке дизайна я обращаю внимание на соблюдение принципов мотивационного дизайна, соответствие готовых слайдов смыслам, которые заложены на этапе сценария, а также слежу, чтобы готовый дизайн не исказил содержание. Все иллюстрации и инфографика должны передавать мысль, заложенную на этапе сценария».

Примеры

Особенности дизайна в курсе «Основы женского здоровья для девочек-подростков»

В социальном проекте «Основы женского здоровья для девочек-подростков» стояла цель содействия  пропаганде и  популяризации здорового образа жизни, важности поддержания здоровья женской репродуктивной системы.

При разработке курса мы учли особенности аудитории курса – девочек-подростков. Поэтому оформили курс в дружелюбном, мягком и лаконичном стиле. Изображения подобраны так, чтобы вызывать правильные ассоциации.



Для того, чтобы повысить восприятие обсуждаемых деликатных тем, включили милых персонажей. Использовали инфографику. Оформление выбрали в нежном розовом цвете. Таким образом, дизайн упростил подачу серьезного материала, обеспечил высокий % усвоения тем и запоминаемость.

Особенности дизайна в курсе «PRO-здоровье»

В другом социальном проекте на тему здорового образа жизни «PRO-здоровье» перед нами стояла цель рассказать молодежной аудитории об основах правильного питания и здорового образа жизни. Для обсуждения серьезных вопросов мы выбрали подход без нравоучений и навязывания взрослого мнения, а дали возможность подростку самостоятельно делать выводы и принимать решения.

Для донесения основной сути курса мы использовали броское молодежное оформление. Отрисовали красивые иллюстрации, которые передают смысл и поясняют текст, расставили цветовые акценты. 

Заключение

Мотивационный дизайн решает целый ряд задач:

  • удерживает внимание обучающегося и направляет его,
  • помогает запомнить материал и расставляет акценты,
  • позволяет повысить качество обучения  в целом.

В каждом случае создания электронного курса мы стараемся определить цели и задачи обучения, потребности обучающихся, а затем передать знания и информацию в максимально полной, интересной и простой форме, используя мотивационный дизайн.

Без тщательно продуманного дизайна электронный курс будет похож на невзрачную и плохо читаемую презентацию.

 

Заявка на презентацию

Также будет интересно

  • Роль мотивационного дизайна в e-learning обучении

    Роль мотивационного дизайна в e-learning обучении

    Эксперты компании Дискус рассказали о роли иллюстраций и мотивационного дизайна в e-learning обучении. На практических примерах разобрали, как дизайн помогает достигать целей обучения, а иллюстрации значительно облегчают понимание учебного материала.

    Подробнее
  • Дистанционное обучение – необходимая антикризисная мера

    Дистанционное обучение – необходимая антикризисная мера

    Большинство руководителей признаются, что для сохранения рабочих функций оказалось недостаточным только лишь перевести персонал на домашний режим работы. Актуальным остается вопрос дистанционного обучения персонала.

    Подробнее
  • Дистанционное обучение не приносит результатов. Что делать?

    Дистанционное обучение не приносит результатов. Что делать?

    Что делать, если дистанционное обучение не приносит нужных результатов? Расскажем, как достичь целей СДО и чем может быть полезен аудит электронных курсов.

    Подробнее
Свяжитесь с намиМы с радостью продемонстрируем вам, как работают наши технологии, и поделимся опытом успешно реализованных проектов.
Отправляя данную форму вы даете согласие на обработку персональных данных.