Дистанционное образование имеет ряд особенностей:
- удаленность,
- отсутствие контроля со стороны руководителя,
- самостоятельное обучение,
- опосредованное общение.
Именно поэтому мы, как разработчики электронных курсов, особое внимание уделяем мотивационной составляющей.
Мотивационный дизайн в e-learning обучении – это инструмент, с помощью которого удается повысить вовлеченность обучающихся в процесс и достичь целей обучения. Иллюстрации значительно облегчают понимание учебного материала. Во многих случаях иллюстрации способны передавать содержание яснее, чем это можно сделать словами, поэтому иногда заменяют текст.
Интересный факт:
По статистике при чтении с монитора большинство пользователей «сканируют» текст, а не читают каждое слово. В среднем изображения повышают восприятие материала на 25%. Они помогают сделать информацию запоминающейся, берут на себя поясняющую и дополняющую функцию.
Использование иллюстраций как элемента мотивационного дизайна активизирует внимание, память обучающихся, повышает интерес к материалу, а значит, и уровень качества обучения.
Функции иллюстраций
Иллюстрации выполняют следующие функции:
- наглядно разъясняют текст,
- упрощают восприятие сложной информации;
- позволяют выразить суть, заменить то, что трудно отобразить словами;
- помогают разобраться в неизвестных словах, обозначающие явления или предметы;
- передают настроение и атмосферу, намерения персонажей.
- помогают запоминать полученную информацию, получить практические навыки.
Мнение экспертов о роли иллюстраций в дистанционном обучении
Галина, дизайнер электронных курсов «Дискус»
Разрабатывает концепцию и стилистику дизайна, занимается компановкой слайдов, подбирает визуальный контент.
![]()
| «Моя задача как дизайнера в том, чтобы придумать, как эффективно подать материал эксперта и донести информацию до обучающихся в понятной, простой и занимательной форме, используя визуальные образы и принципы мотивационного дизайна. Правильно подобранные графические элементы помогают запомнить материал, повысить интерес и подсказать пользователю, на что обращать внимание в первую очередь. |
Например, подбирая иллюстрации, я стремлюсь к тому, чтобы они:
- поясняли суть действия и дополняли текст слайда,
- вызывали правильные ассоциации,
- соответствовали сюжету и общей стилистике курса.
Правильно подобранная иллюстрация выполняет не только эстетическую функцию, но и позволяет повысить восприимчивость, погрузить в содержание курса.
Дизайн курса представляет собой презентацию со всеми слайдами курса, текстом, упражнениями и описаниями к иллюстрациям. Цветовая гамма, шрифты и другие элементы могут быть взяты из брендбука компании, особенно если мы работаем над корпоративными курсами: адаптационными, вводными, продуктовыми. Также необходимо следить за логикой изложения и удобством навигации».
Наталья, иллюстратор электронных курсов «Дискус»
Занимается отрисовкой иллюстраций, персонажей, интерактивных элементов.
![]()
| «Графические элементы курса отрисовываются на основе сценария. В большинстве случаев заказчик не знает, в каком стиле он хочет курс, полагаясь на опыт нашей команды. При разработке концепции и последующей отрисовке слайдов, важно учитывать целевую группу и особенности их воприятия. |
Ответить на вопросы:
- Кто будет изучать курс?
- Какие у обучающихся потребности и интересы?
- Сколько лет слушателям курса?
- Какой язык для аудитории будет более понятным?
- Чему должен научить электронный курс?
Например, известно, что дети удерживают в памяти лишь 10 % того, что читают, 30 % того, что видят, и более половины того, что видят и слышат. Иллюстрации помогают развить наглядно-образное мышление, фантазию. То есть эффективность проиллюстрированного курса гораздо выше.
Изображения помогают полностью окунуться в процесс обучения и повышают восприятие происходящего. Для меня важно, чтобы персонажи не отвлекали обучаемых от процесса, а способствовали лучшему пониманию материала. Если над дизайном работают несколько специалистов, важно его соответствие прототипу, - чтобы курс получится стилистически единообразным».
Татьяна, руководитель отдела разработки курса
Руководит разработкой проектов, организует работу команды, общается с клиентами.
![]()
| «Создание качественных электронных курсов невозможно без планомерной и хорошо выстроенной работы команды. Стоит отметить, что сложно быть экспертами в тематике каждого проектируемого курса. Поэтому каждый этап разработки сопровождается согласованием со специалистами – авторами текстового материала, разбирающимися в теме курса. Задача нашей команды: передать материал так, чтобы достичь целей и задач обучения, которые ставит заказчик. |
Мотивационный дизайн играет в достижении этой цели важную роль. Поскольку я веду все основные переговоры с заказчиками, то глубже погружена в их потребности. Одна из моих задач — оценить дизайн в целом, обратить внимание на моменты, которые не соответствуют целям обучения и задачам или могут не понравиться заказчику.
При проверке дизайна я обращаю внимание на соблюдение принципов мотивационного дизайна, соответствие готовых слайдов смыслам, которые заложены на этапе сценария, а также слежу, чтобы готовый дизайн не исказил содержание. Все иллюстрации и инфографика должны передавать мысль, заложенную на этапе сценария».
Примеры
Особенности дизайна в курсе «Основы женского здоровья для девочек-подростков»
В социальном проекте «Основы женского здоровья для девочек-подростков» стояла цель содействия пропаганде и популяризации здорового образа жизни, важности поддержания здоровья женской репродуктивной системы.
При разработке курса мы учли особенности аудитории курса – девочек-подростков. Поэтому оформили курс в дружелюбном, мягком и лаконичном стиле. Изображения подобраны так, чтобы вызывать правильные ассоциации.
Для того, чтобы повысить восприятие обсуждаемых деликатных тем, включили милых персонажей. Использовали инфографику. Оформление выбрали в нежном розовом цвете. Таким образом, дизайн упростил подачу серьезного материала, обеспечил высокий % усвоения тем и запоминаемость.
Особенности дизайна в курсе «PRO-здоровье»
В другом социальном проекте на тему здорового образа жизни «PRO-здоровье» перед нами стояла цель рассказать молодежной аудитории об основах правильного питания и здорового образа жизни. Для обсуждения серьезных вопросов мы выбрали подход без нравоучений и навязывания взрослого мнения, а дали возможность подростку самостоятельно делать выводы и принимать решения.
Для донесения основной сути курса мы использовали броское молодежное оформление. Отрисовали красивые иллюстрации, которые передают смысл и поясняют текст, расставили цветовые акценты.
Заключение
Мотивационный дизайн решает целый ряд задач:
- удерживает внимание обучающегося и направляет его,
- помогает запомнить материал и расставляет акценты,
- позволяет повысить качество обучения в целом.
В каждом случае создания электронного курса мы стараемся определить цели и задачи обучения, потребности обучающихся, а затем передать знания и информацию в максимально полной, интересной и простой форме, используя мотивационный дизайн.
Без тщательно продуманного дизайна электронный курс будет похож на невзрачную и плохо читаемую презентацию.