Анализируя контент, в изобилии появляющийся на просторах интернета в связи с активным развитием дистанционной формы обучения, мы обнаружили следующую закономерность.
В развитии дистанционного обучения заинтересованы и бизнес, и сфера образования. У бизнеса нет педагогических компетенций, поэтому кадровые службы привлекают специалистов из преподавательского состава различных учебных заведений, преимущественно вузов. У деятелей образования нет компетенций в коммерциализации разрабатываемых продуктов, поэтому вузы, например, начинают робко привлекать к сотрудничеству специалистов маркетологов.
Казалось бы, эти сферы движутся навстречу друг другу, однако сближения пока не заметно. Образование крепко стоит на академических позициях и сдавать их не собирается. Дистанционное обучение там развивается в форме видеолекций и вебинаров. То есть преподаватели не тратят время на разработку новых методов для новой формы обучения, просто переносят лекции из аудитории на экран компьютера, планшета, смартфона и т.д. Возникает вопрос: неужели все они думают, что студенты, спящие на лекциях или их прогуливающие, будут смотреть и слушать говорящую голову на своем гаджете? Вероятно, ответ на вопрос – да, поскольку все российские окрытые образовательные платформы принимают для размещения только видеоконтент.
В бизнесе ситуация складывается по-другому. В корпоративном обучении видеолекции практически не используются – это отнимает почти столько же времени, как и очное обучение, при минимальной эффективности. Наибольшей популярностью пользуются электронные курсы с элементами геймификации, виртуальные тренажеры, диалоговые тренажеры. Эти методы, на наш взгляд, действительно, эффективны, экономят время и поддерживают мотивацию к обучению.
Несколько слов о вебинарах. Их не делает только ленивый, образование и бизнес активно используют этот инструмент. Вообще любой человек, имеющий компьютер с видеокамерой и пару мыслей в голове, считает себя обязанным поделиться своей «гениальностью» с миром. Поэтому качественно и профессионально сделанных вебинаров так мало, что их очень трудно заметить на общем фоне. Любой инструмент, каким бы легким в использовании он не был, требует профессионального подхода.
Есть надежда, что все-таки сложится система методов для дистанционное обучения, удобная и эффективная как для образования, так и для бизнеса.